vokzal1
vokzal2
vokzal3
vokzal4

Аудио-описание объекта

Привокзальная площадь, 1

Время работы: ежедневно, 06:30–18:00

До строительства железной дороги на огромном пустыре, который был городским выгоном, планировался зерновой рынок. Но со строительством дороги от этой идеи городские власти отказались, решив сделать площадь перед будущим вокзалом (пока здание не было построено, и станционные службы располагались в товарном вагоне на путях).

Правительство стремилось как можно скорее подвести дорогу к нефтеносным местам в районе Майкопа. В этом же был заинтересован английский капитал, вложения которого в кубанскую нефть в 1910-1911 гг. достигли более 10 млн. фунтов стерлингов. Во второй половине 1910 г. было открыто временное пассажирское и коммерческое движение между станциями Армавир - Курганная (31 августа), Курганная - Белореченская (6 декабря) и Белореченская - Майкоп (12 декабря). В этот день на железнодорожном вокзале города в торжественной обстановке встречали поезд, который пришел по построенной ветке Армавир - Белореченская – Майкоп. На городском вокзале состоялась торжественная встреча первого поезда с участием городских властей, именитых горожан и духового оркестра. Началось регулярное железнодорожное пассажирское и товарное сообщение между нашим городом и соседней узловой станцией. Вокзальное помещение было построено. Возле него возникли различные подсобки, открылся буфет.

Управление Армавир-Туапсинской дороги начало мостить территорию станции «Майкоп», так как «от станции до города проведена дамба, в грязь по ней трудно пройти, не мешало бы её посыпать песком или щебнем, тогда она вполне может заменить тротуар»,-сообщал корреспондент газеты «Майкопское эхо». Дорога от вокзала к городу была грунтовой, раскисала в слякоть. Кроме того, местность вокруг вокзала была еще не застроена, там был большой пустырь, заросший кустарником.Стали пошаливать грабители, устраивать засады. Увидев прилично одетых людей,под угрозой расправы выворачивали карманы, отнимали деньги, драгоценности. Такое положение волновало общественность нашего города. Газета «Майкопское эхо» в одном из февральских номеров в 1912 году предупреждала майкопчан, чтобы они не ходили на железнодорожную станцию поодиночке, лучше собираться и идти группами. Но самое лучшее — нанимать лихих извозчиков, с хорошими лошадьми. А читатель, прячущийся под псевдонимом Антон Веселый, выражал недовольство, почему городская полиция не арестует разбойников,орудующих на пути из города на станцию.

Радость встречи первого поезда сменилась хлопотными буднями - особенно для отцов города. Надо было строить вокзальное помещение, прокладывать хорошую дорогу к вокзалу, обустраивать привокзальную площадь.

«Вокзалы крупных станций делались нарядными, богато украшались лепниной и часто имели окна самых невероятных форм. Путевые здания строились фирмой "Пиотровский и Компания".Такие здания, настоящие произведения искусства, становились украшением города или поселка, где располагалась станция. Сохранились построенные в этом стиле вокзалы в Майкопе, Ставрополе и Туапсе» (Из истории образования и деятельности Армавир-Туапсинской железной дороги). Виктор Пиотровский, инженер-архитектор, являлся выпускником петербургского института гражданских инженеров.Он построил немало общественных зданий в Варшаве, а в первой половине 1880-х годов руководил перестройкой в Витебске костёла св. Варвары. Католик, он претворял свои архитектурные идеи в проектировании и строительстве зданий,придавая им элементы готики (высокие стрельчатые окна, шпили, башни).

При отступлении фашистов из Майкопа здание пострадало от поджога немецкими факельщиками и дальнейшего пожара. После освобождения города начались интенсивные восстановительные работы. Для возведения здания вокзала в Майкоп прибыл строительно-монтажный поезд №359 Северо-Кавказской железной дороги. Как и на других объектах, устраивались субботники и воскресники, майкопчане трудились бесплатно на восстановлении вокзала, обустраивали привокзальную территорию.  Строительство растянулось на 10 лет, вокзал начал полноценно функционировать в январе 1956 года.

После реконструкции вокзала в 2001 году на крыше появились купола со стеклянными элементами, способствующими лучшему освещению внутри вокзала.